Вы такой учитель?
1. Откажитесь
от заезженных фраз, школьных «штампов». Например: «Тишина в классе!»
«Звонок с урока – для учителя, а не для вас!» Подумайте только, сколько
раз детям приходится это слушать. Часто они уже просто не реагируют на
подобные изречения. Будьте изобретательны даже в мелочах. Сочиняйте свои
«кодовые» фразы. Удивляйте ребят! Особенно меня всегда забавляет фраза
учителей «Ты как со мной разговариваешь?! Дома будешь так с родителями
разговаривать, а не в школе!» И чему тогда мы учим ребенка? :) )
2.
Не будьте блюстителем школьных традиций! (читайте: «не будьте
ЗАНУДОЙ!») Будьте инноватором! Дети уже привикли к устоявшемуся
школьному укладу. Докажите, что уроки еще могут быть захватывающим
занятием! Придумайте и распланируйте свой урок так, чтобы он прошел на
одном дыхании! Чтобы у детей не было даже времени посмотреть на часы: а
сколько-то там еще до перемены? Поставьте себе задачу: каждый вечер
придумывать, изобретать нечто необычное, пробовать ранее неосвоенные
методы, ставить себя на место детей: а что бы им было интересно?
3.
Не ограничивайте свое общение с детьми 45 минутами урока: от звонка до
звонка. Когда к детям подходишь во время перемены, чтобы просто
поинтересоваться, как настроение, что новенького (а не чтобы
отчитать/передать распоряжение и т. д.), они искренне удивляются! Они
просто не привыкли к обычному неформальному общению. Потому и хочется,
чтобы живые отношения с детьми стали нормой, потребностью для учителей.
Чтобы всё не сводилось к проверке домашних заданий и объяснению нового
материала.
4.
Не используйте крик как основное средство борьбы с нарушителями
дисциплины. Все, чего вы можете добиться при этом, – это временного
затишья. А о воспитании и каком-то длительном эффекте не может быть и
речи. Можно обратиться к ребенку так: «Меня очень огорчают твои слова»,
«Мне неприятно, что ты так себя повел в этой ситуации». Если у вас уже
сложились доверительные отношения с детьми и ваше одобрение им не
безразлично, поверьте, это подействует. Так вы обращаетесь к чувствам
детей и показываете им, что они вам дороги: не зря же ваше настроение и
душевное состояние так зависит от их поступков.
5.
И последнее, но главное табу: не позволяйте себе приходить к детям в
дурном настроении! И это касается не только детей. Помнится, в
университете у нас был преподаватель, у которого это самое настроение
менялось со скоростью света. Казалось бы: взрослые люди и все мы
понимаем уже, и все равно! Почему, если у вас не задалось утро, нужно
испортить другим весь день? Что уж говорить о детях! Они очень тонко
чувствуют, в каком вы расположении духа, едва вы только переступили
порог класса. И тут же настраиваются: либо на плодотворную работу, либо
на защиту от вашей нерасположенности, враждебности. А ведь на защиту
уходят все силы и эмоции. С кем же тогда работать?
Я
знаю, что настоящим учителям мои советы принесут мало пользы, потому
как они эти прописные истины хранят в своем сердце и ни на минуту о них
не забывают. И все же я пишу с надеждой, что кто-то извлечет для себя
что-то новое, или же просто задумается, или напомнит себе о чем-то
важном.
Текст – Анна Войтюк
Комментариев нет:
Отправить комментарий