Дидактические требования к
современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в
целом и его составных элементов, их связь с развивающими и
воспитательными задачами.
Определение места в общей системе
уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с
требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня
подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня
усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков,
как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее
рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и
контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор,
обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм
коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную
самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех
дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Традиционный
(комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный
и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление
новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это:
практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью
выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых
условиях.
4. Урок обобщения и систематизации
знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью
обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции
знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и
навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия. Подготовка
учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования,
быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание
всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность
сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления
правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной
деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся
к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных
знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов
действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания
знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное
использование самостоятельности в добывании знаний и овладении
способами действий.
5. Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного
материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на
репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных
представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов
действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на
уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение
заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение
мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся
по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению
внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий,
обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении
всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий. Дать анализ
и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей
работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение
учащимися информации о реальных результатах учения.
10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на
рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).
Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся
в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов
саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего
задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и
достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми
учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий